Проблема школьной мотивации актуальна во все времена.
Всё больше родителей стали обращаться к психологам с проблемами школьной дезадаптации.
Жалобы практически одинаковые:
- У ребёнка пропал интерес к учебе;
- Он не хочет выполнять домашние задания;
- Много времени проводит за компьютером(телефоном);
- Не слушает родителей;
Причины, приводящие к тому, что ребёнок не хочет учиться:
- Несформированность позиции ученика.
- Заниженная самооценка.
- Внутреннее стрессовое состояние.
- Трудности в усвоении материала.
- Трудности в семье.
- Особенности развития «Я-концепции».
- Низкий уровень самоконтроля.
- Адаптационный стресс.
- Давление со стороны родителей.
Познавательные мотивы в основном формируются в раннем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно.
Поэтому с учащимися начальных классов с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения.
Как правило, для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация.
У ребенка должен быть интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.
Главная составляющая успешной учёбы – это уверенность в себе и собственных силах. Ребенка нужно направить на достижение успеха, поселить в нем настрой на возможность положительного результата своей деятельности. Ваш ребёнок будет учиться лучше, если у него будет ярко выражена потребность в самовыражении. Прекрасным моментом является и то, что у ребёнка будет принятие и одобрение значимыми людьми и потребность в социальном признании, отсутствие состояния тревожности и страха.
Очень часто негативное отношение к школе и обучению в целом формируется по причине неадекватных родительских ожиданий, поэтому взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.
Бывает и такое, что негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками. Поэтому необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Родители много могут сделать для того, чтобы учёба для ребёнка стала интересной и непринуждённой.
Родители могут поощрять интерес ребёнка к познанию окружающего мира: очень часто в младшем возрасте дети проявляют интерес к чтению, дайте возможность ребёнку проявлять себя.
И самое главное, если вдруг вы заметили, что у ребенка нет желания учиться, предпринимайте меры.
Обратитесь к психологу, он выяснит причину школьной дезадаптации, поможет вам и вашему ребёнку определить приоритеты дальнейшей учёбы и повысить школьную мотивацию.